Как не стать жертвой киберпреступников

Опубликовано сб, 23/10/2021 года - 15:30
Автор статьи

Неделя кибербезопасности, которую в эти дни проводят сотрудники милиции, – подходящий повод получить ответы на актуальные для многих жителей района вопросы.

Мероприятие – неновое. В этом году правоохранители организовали его уже во второй раз. Результат масштабной профилактической работы, как отмечает начальник криминальной милиции РОВД Денис Ким, заметен. Если в минувшем году на территории района, к примеру, было зарегистрировано 48 преступлений этой категории, то за такой же период текущего – 40. Снижения удалось достичь благодаря активной разъяснительной работе среди населения, считает старший оперуполномоченный группы по противодействию киберпреступности Добрушского РОВД Александр Якушев.

– Выступаем в трудовых коллективах, на информационных стендах распространяем профилактические листовки, в чатах учебных заведений – тематическую инфографику. Проводим и индивидуальные беседы с гражданами, – рассказывает собеседник.

Основная задача – напомнить жителям района, что такое фишинг и вишинг, как защитить от посягательств банковскую карту, какие правила безопасного поведения нужно соблюдать в соцсетях и мессенджерах.

Мошенники используют традиционные схемы «развода», но способы выуживания интересующей их информации становятся более изощренными, отмечает Александр Якушев. Мнимые сотрудники банка, например, придумывают чуть ли не детективную историю, уверяя потенциальную жертву в своем желании помочь сохранить деньги клиента. Результатом недавнего диалога стало исчезновение с карты добрушанки А. трех с половиной тысяч рублей.

– Ей позвонили от имени банка и сообщили о «пиратском» списании средств с ее карт-счета. Чтобы остановить воровство, нужно, мол, уточнить некоторую информацию. Мошенники были так убедительны, что во время разговора выведали данные карты и паспорта владелицы. Узнав, что у нее есть кредитная карта, женщине предложили перевести с нее деньги на защищенный счет. Она так и сделала. Но получить их обратно уже не смогла, – делится подробностями Александр Якушев.

Излишняя доверчивость – основная причина, по которой граждане становятся потерпевшими по делам о киберпреступлениях. Четкой инструкции по каждому конкретному случаю нет, поясняет сотрудник милиции. Но несколько общих правил следует запомнить. Первое – сотрудники банков не звонят клиентам по Viber и другим мессенджерам да еще с иностранных номеров. А если отправляют сообщения, то не интересуются кодами и паролями карточки. В сомнительных случаях лучше прекратить разговор или переписку и лично обратиться в банк, советует Александр Якушев.