«А у вас ус отклеился». Добрушский вклад в развитие белорусского кино

Опубликовано вт, 17/12/2019 года - 16:00
Автор статьи

55 лет своей жизни уроженец Добруша Григорий Храпуцкий посвятил работе на киностудии. «Беларусьфильм» стала первым и единственным рабочим местом в трудовой биографии художника-гримера. Свои «киношные» истории именитый земляк рассказал «ДК».

Вы когда-нибудь обращали внимание на финальные титры художественного фильма? Всплывающие фамилии – словно росчерк пера автора под законченным произведением. Художник-гример высшей категории студии игровых фильмов Национальной киностудии «Беларусьфильм» Григорий Храпуцкий таких поставил около полусотни. «Люди на болоте», «Белые росы», «Государственная граница», «Голубой карбункул», «Бронзовая птица»… Он в буквальном смысле приложил руку к созданию золотого фонда белорусского кинематографа.

Сколько раз за свою жизнь он слышал «Камера, мотор!», не сосчитать. Однажды эта команда прозвучала и для самого Григория Григорьевича. Мужчина, лихо управляющий нависшей над обрывом повозкой в фильме «Братушка», и есть наш земляк.

– Работая над этой картиной, я впервые попал за границу. Несколько месяцев снимали в Болгарии. В одном из эпизодов понадобилось умение управлять лошадью. Я с детства имел такой навык. Эпизод тогда сняли с первого дубля, – рассказал он.

В фильмографии нашего земляка – несколько десятков произведений, завоевавших зрительскую аудиторию и всенародную любовь. Ему посчастливилось работать с именитыми режиссерами Леонидом Нечаевым, Николаем Калининым (кстати, уроженцем деревни Корма – прим. Ред.), Виталием Четвериковым, Вячеславом Никифоровым, Виктором Туровым. А началось все здесь, в Добруше.

– В детстве я хорошо рисовал. Оформлял афиши для ДК имени Куйбышева. Штатный художник Дома культуры Сергей Лукьянов как-то посоветовал: иди в художественное. И я подал документы в Одесское училище на отделение «художник-гример», – рассказывает Григорий Храпуцкий.

Едва получив диплом и распределение в Беларусь, он уже в следующем году дебютировал в своей первой картине «Любовью нужно дорожить». А дальше одна за другой выходили фильмы, в которых отражался его творческий взгляд на эпоху, соединившийся в единое творческое осмысление с режиссером, сценаристом, актером. Взмахом кисти он превращал юношу в старца. С помощью порой собственноручно сделанных париков, усов, бород создавал образы, которые и сегодня воспринимаем как истинные.

Одной из самых сложных в творческой биографии собеседник называет работу над картиной «Жыццё і ўзнясенне Юрыя Братчыка» по мотивам романа Владимира Короткевича «Хрыстос прызямліўся ў Гародні».

– Необходимо было продумать и создать индивидуальный образ для каждого из двенадцати апостолов, – говорит Григорий Григорьевич. – Над созданием исторических фильмов я всегда работал с большим удовольствием. А после сложных картин восстановить силы мне помогал отдых на Ипути.

После одной из работ, где требовалось изготовить массу париков, шиньонов и других атрибутов, он приехал в гости к родным. Говорит, хотел порыбачить в тишине. Здесь и застало его очередное приглашение. Уже на следующий день он вернулся к работе.

– Не смог устоять, ведь это было приглашение от известного Виктора Турова принять участие в картине «Люди на болоте». Той, за которую получил свою самую важную награду, – говорит собеседник.

За большой личный вклад в развитие белорусского кино Григорий Храпуцкий награжден Грамотой Верховного Совета БССР, он – обладатель почетного звания «Заслуженный работник культуры БССР», нагрудного знака «За заслуги».

Сейчас Григорий Григорьевич думает об искусстве. Творческую деятельность изящно завершил фотовернисажем своих работ. Говорит, был бы рад передать коллекцию париков театру. И хотя выросла уже новая плеяда его талантливых коллег по творческому цеху, всегда готов помочь советом каждому, кому он полезен.

Фото из личного архива Григория Храпуцкого