К чему приводит зависимость от гаджетов, с помощью специалистов разбирался «ДК»

Опубликовано пт, 06/09/2019 года - 15:30
Автор статьи

Три школьные подружки договорились встре­титься после уроков в городском сквере. Cели рядом на скамейку. Достали из кар­манов мобильные телефоны, вставили наушники…
 

За «немой» сценой обще­ния подростков с любопыт­ством наблюдали прохожие. Единственным плюсом в этом «общении» было то, что девоч­ки вышли на свежий воздух.
 

Номофобия – так по-научному называют зависи­мость от гаджетов. Чаще всего узнать зависимого человека можно по поведению: он не выпускает телефон из рук. И это уже не безобидный спо­соб избавиться от скуки, а серьезная проблема. В ней с помощью специалистов раз­бирался «ДК».
 

Есть ли жизнь без Интернета?
Мысль о том, что сама ста­новлюсь зависимой от смарт­фона, пришла после того, как по совету дочери из меню удалила старую версию при­ложения «Вайбер». Ни скачать новую, ни вернуть прежнюю не получилось. «Там же остались контакты моих украинских и российских друзей! Как теперь их найти?» Решение пришло утром следующего дня: купить в рассрочку новый смартфон. Как только желанный аппарат оказался в руках, восстано­вила доступы к социальным сетям и приложениям. Но вот что странно: за сутки ничего особенного там не появилось. Все та же одержимость коли­чеством «лайков» и «классов» на фото, странные коммента­рии и нелепые статусы…

– Пока в руках гаджет – ребе­нок доволен, а родители спо­койны. А потом удивляются, почему с детьми невозможно найти общий язык, – психо­лог районного социально-педагогического центра Антонина Панфилова считает, что проблему создают в пер­вую очередь родители.
 

Сами по себе современные электронные устройства, по мнению специалиста, вещи нужные и полезные. Даже в школе на уроках ученики пользуются ими, если за­дание учителя предполагает поиск ответа в Интернете. Хотя в целом, уверяет ди­ректор СШ №1 Добруша Марина Печерская, требова­ния в отношении мобильных устройств строгие. Жалоб на то, что телефоны школьников мешают учебному процессу, директору не поступало. Как обращаются дети с гадже­тами дома – это уже другой вопрос. Его должны контро­лировать родители.
 

– Зависимость формирует­ся, когда соцсети, Интернет и виртуальные друзья заме­няют человеку реальные ра­дости, – поясняет психолог. – Справиться с привычкой са­мостоятельно не получится.
 

Несколько лет назад в по­добной ситуации оказался несовершеннолетний житель нашего района. Тревогу заби­ли преподаватели лицея, когда учащийся перестал посещать занятия.
 

– Его нашли дома, сидя­щим в Интернете, – расска­зала районный педиатр Елена Сидоренко. – Оказалось, дол­гое время он не выходил из своей комнаты, настолько был увлечен чтением информации на разных сайтах, компьютер­ными играми. Два месяца бук­вально жил в Интернете.
 

Родители пытались «вы­рвать» сына из виртуального мира, но он их не слышал. Парня пришлось направить на лечение в психиатрическую больницу.
 

Горькие последствия привязанности
– За последний год школь­ников со зрением ниже нор­мы в районе стало больше на 3,5 процента, – констатиру­ет районный педиатр Елена Сидоренко. – Чаще выяв­ляются и нарушения функ­ции опорно-двигательного аппарата. Число сколиозов, например, выросло на 3,7 процента. С каждым годом среди подростков все боль­ше страдающих ожирени­ем. Приобретению лиш­них килограммов способ­ствует привычка сидеть у компьютера с тарелкой пе­ченья или пачкой чипсов. Прогрессирует и интеллекту­альная недостаточность.
 

Читают ли современные школьники художественные произведения? Как следует из небольшого опроса, про­веденного «ДК», в основном старшеклассники пробегают глазами краткое содержание книги или отзывы о ней на Интернет-форумах.
 

– Мелкий шрифт глаза пор­тит, – ответ 13-летней добру­шанки Насти обескуражил.
 

По ее словам, она проводит со смартфоном около пяти часов в день. Ложась спать, кладет его возле кровати. Утром первым делом прове­ряет сообщения на своих стра­ничках в соцсетях. При этом не считает себя зависимой от гаджетов. По меньшей мере, день без них прожить смогла бы. Занялась бы уборкой, го­товкой, сходила на экскурсию по городу.
 

Такую альтернативу Елена Сидоренко считает подхо­дящей. Двигательная актив­ность, свежий воздух, краски, пластилин, конструктор – лучшие друзья ребят. А теле­фон? Чем позже он появится у ребенка, тем лучше, уверяет врач. Зависимость от гадже­тов – тот самый случай, когда болезнь легче предупредить. А лучшее лекарство против нее – любовь и взаимопони­мание между родителями и детьми.