Директор Добрушского фарфорового завода рассказал о сотрудничестве с украинскими партнерами

Участие в завершившемся в Гомеле первом Форуме регионов  Беларуси и Украины приняло более 150 предприятий разных форм собственности из двух стран. В их числе – Добрушский фарфоровый завод. Директор предприятия Александр Винокуров в интервью «ДК» поделился своими впечатлениями от прошедшего мероприятия, рассказал об опыте сотрудничества с соседями.

– Каковы, на Ваш взгляд, результаты встречи в Гомеле деловых кругов двух стран, и что они дадут в конечном итоге в плане укрепления бизнес-связей?

– Говорить о конкретных изменениях в плане упрощения с украинскими бизнес-партнерами пока рано. Это первый шаг на пути кооперации, сделанный на уровне правительства. Если все достигнутые договоренности будут реализованы, увеличится товарооборот между нашими странами, а у  предприятий появится большой рынок сбыта. Более того – возможность выйти через украинских партнеров на рынки третьих стран.

Что касается нашего завода, то выставка продукции фарфористов на площадке форума вызвала интерес в основном у белорусских потребителей. Участники с украинской стороны в большинстве представляли сельскохозяйственную отрасль.

– На форуме несколько раз звучала цифра нынешнего товарооборота между странами – 4,5 миллиарда долларов. Какова в ней доля фарфорового завода?

–  По республиканским меркам – довольно скромная. Украина для нас, в первую очередь, поставщик сырья. Сотрудничаем с Винницкой, Днепропетровской, Запорожской областями. Из Винницы, к примеру, везем каолины, из Мелитополя – деколь. Лишь в Житомирскую область отгружаем свою продукцию.

Сальдо пока складывается не в нашу пользу. Если за месяц приобретаем сырья в среднем на 80 тысяч долларов, то продукции поставляем всего на 30 тысяч.

– Известно, что каолин завод закупает и в Российской Федерации. С чем это связано, и не планируете ли полностью перейти на украинское сырье?

– При всем желании этого сделать не получится. Пусть в России сырье и дешевле за счет курсовых разниц, но работать только на нем не получится. Связано это со свойствами каолина. Один хорош для литья, но не имеет нужной механической прочности. Другой – наоборот. Технологический процесс требует наличия разных видов сырья. То же самое и по пескам. Сегодня почти полностью перешли на песок Гомельского ГОКа из нового карьера, но для глазури приобретаем украинский.

Для повышения качества продукции можем приобретать и европейское сырье, но тогда значительно увеличивается цена посуды.

– Что сдерживает наращивание объемов поставок посуды в Украину, и есть ли перспектива в этом вопросе?

– Сейчас нам помех не чинят. Но наличие в стране-соседке собственных портов сдерживает продвижение нашей продукции. В Украину напрямую поставляется дешевая посуда из Китая. К нашей же у соседей внимание не очень пристальное.

С другой стороны, с южной соседкой мы работаем недолго. С целью поддержки национального производителя в Украине был введен запрет на поставку фарфоровой продукции из других стран. Но два завода, судя по снятому в прошлом году запрету, не справились с возросшим спросом. Пытаемся занять вновь освободившуюся нишу, ведем переговоры, содействуют этому прошедший форум, достигнутые межправительственные договоренности. Но говорить о серьезном прорыве пока рано.

– Чего хотят украинские бизнесмены: высокого качества или низкой цены?

– Если большинство потребителей упирают на баланс этих двух показателей, то соседи, образно говоря, хотят шоколадную конфету по цене карамельки. Диалог идет трудно.  Для нас сейчас основной партнер – Российская Федерация. Хотя пробуем работать и с европейскими странами. Рынок там специфический. Люди готовы платить подороже, но за отличное качество. Прорабатываем возможность поставок в США и родину фарфора – в Китай. Отправили посылки с образцами посуды, ждем ответа.

Сергей ЧАЙДАК

Фото Евгения УСТИНОВА